СофиЯ (sofyapremudraya) wrote,
СофиЯ
sofyapremudraya

Помощь Америки с ленд-лизом. Kто поддержал индустриализацию Советского Союза?Часть 1



I. Вместо предисловия

Этот текст в первую очередь обращён к тем, кто в безумстве от мнимых достижений и в угаре милитаристического трэша от просмотра лживых пропагандистских телеканалов забыл (а то и не знал) о постоянной поддержке со стороны США, при помощи чего родились многие советские, а после российские достижения.


Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 г.г.
Фото: Herbert Hoover Presidential Library and Museum


Американский плакат для населения России о помощи со стороны АРА, 1921 год.
Изображение: Hoover Institution Archives


Фотография Фритьофа Нансена, сделанная в России во время голода 1921 года.
Фото: Wikipedia


Раздача еды голодающим детям в Петрограде.
Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com


Голодающие дети в столовой АРА.
Фото: republic.com.ua


Жители деревни Васильевка Самарской губернии благодарят сотрудника АРА
Джорджа Мак-Клинтока за продовольственную помощь, 1922 год

Всего Американская администрация помощи спасла от голодной смерти в России от 10 до 20 миллионов человек. Летом 1922 года ARA ежедневно кормила 11 млн человек. ARA поставила медикаментов на 8 млн долларов, что помогло остановить эпидемии. Она снабжала Россию посевным зерном, обеспечив возможность получения хороших урожаев в последующие годы. Советские власти обвинили организацию в шпионаже и желании наводнить Россию товарами, которые больше некуда девать.
Отсюда: https://mi3ch.livejournal.com/3875698.html


«Покупатель сего накормил одного маленького голодного сироту». США. 1923 год.
Отсюда: https://ibigdan.livejournal.com/21197108.html

Печальный текст "Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы" можно почитать
здесь: https://lenta.ru/articles/2017/11/15/golod_1921/

Часть II. Шланг с возвратом

75 лет назад, в начале ноября 1941 года, США распространили на СССР действие закона о ленд-лизе - предоставлении во временное пользование боевой техники, вооружения, военной амуниции, транспорта и других материалов странам, воюющим с нацистской Германией и ее сателлитами. Поставки союзников сыграли большую роль в общей победе над нацизмом, существенно снизили потери Красной армии на полях сражений и жертвы среди мирного населения. Попытки принизить его значение антиисторичны и безнравственны.

Закон о ленд-лизе был предложен президентом Франклином Делано Рузвельтом конгрессу в январе 1941 года. После поражения Франции и британского экспедиционного корпуса летом 1940 года Великобритания и ее союзники по борьбе с нацизмом испытывали недостаток в вооружении и в средствах для оплаты военных заказов в США. Тогда в Белом доме возникла идея перевести помощь противникам нацистов на принцип ссуды и аренды.

Сам Рузвельт пояснял принцип ленд-лиза на примере тушения пожара у соседа: когда ему нужен шланг для воды, просить деньги за инвентарь не следует - пусть только его (шланг) потом вернут.

11 марта 1941 года закон о ленд-лизе был подписан президентом. Закон позволял ему 'продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом' любую промышленную и сельскохозяйственную продукцию стране, чья оборона признавалась жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов. Техника, вооружение и другие предметы снаряжения, потерянные в ходе боевых действий, не оплачивались. Первоначально закон распространялся на Великобританию и Грецию.

22 июня нацисты напали на Советский Союз. Вскоре он запросил помощи у Великобритании и США. Из-за катастрофического развития событий в первые недели войны - быстрого продвижения немецких войск и тяжелейших потерь боевой техники, транспорта и военного снаряжения - обострилась проблема восполнения утраченного. Значительная часть советских военных заводов и технологически связанных с ними предприятий располагалась в европейской части СССР.
Многие из них оказались под угрозой захвата или бомбардировок немецкой авиации. Чтобы избежать их уничтожения или использования противником, началась масштабная эвакуация крупных предприятий, вызвавшая длительное снижение выпуска многих видов продукции.


Советская делегация во главе с Молотовым прилетела в Англию просить британцев о помощи.
1942 год.
Отсюда: http://mi3ch.livejournal.com/3861555.html

А здесь (https://avmalgin.livejournal.com/7370377.html), кому интересно, я нашла довольно эксклюзивный материал с воспоминаниями И.П. ЛЕБЕДЕВА (тогда капитан ВВС, ныне генерала-майор авиации в отставке), летавшего в США на приёмку американских самолётов.

Первая помощь

США и Великобритания опасались скоротечного разгрома Красной армии и попадания военных материалов в руки противника. Военные предполагали, что нацисты разгромят СССР в течение полутора, максимум трех месяцев. Однако политики в Вашингтоне и Лондоне оценивали возможности сопротивления Красной армии существенно выше. В начале августа 1941 года в Советский Союз направился специальный представитель президента США Гарри Гопкинс, который вел личные переговоры с Иосифом Сталиным.

Первое соглашение о закупке английских военных материалов в обмен на поставки грузов и драгоценных металлов СССР и Великобритания заключили 18 августа 1941 года.

31 августа первый морской конвой из Англии, имевший кодовое наименование 'Дервиш', прибыл в Архангельск.
6 сентября в ответ на тревожное послание из Москвы Рузвельт сообщил Сталину о будущем распространении ленд-лиза на СССР.
1 октября, в день, когда танки Гудериана прорвали фронт на брянском направлении и ринулись на Москву, в столице был подписан первый протокол о поставках военных материалов из США.
В конце октября - начале ноября 1941 года Рузвельт подписал закон, распространивший ленд-лиз на СССР.

Сейчас значение ленд-лиза отрицают разве что откровенные нигилисты истории и люди, слепо повторяющие слова зампреда Совмина Николая Вознесенского, что доля союзных поставок не превышала 4% советского производства. Впрочем, есть немало публицистов, которые стремятся разными способами преуменьшить роль ленд-лиза в победе.

Доводы критиков союзной помощи можно свести к двум ключевым тезисам.

1) Темпы ее поступления были низкими, большая часть поставок прибыла, когда советская промышленность развернула производство всего необходимого для армии.

2) Качество союзной техники и вооружения уступало советским образцам.

Стремление свести помощь США, Великобритании и Канады к поставкам боевой техники и вооружения - следствие слабого знания материала или попытки исказить историю.

Попробуем разобраться с номенклатурой поставок, их темпами и причинами задержек. Известный историк бронетехники Михаил Барятинский в книге 'Танки ленд-лиза в бою' отмечал: большинство советских специалистов по закупкам боевой техники прибыли в Великобританию лишь в ноябре, причем на месте выяснилось, что они не знают английского языка.
Они смогли приступить к своим обязанностям только после ускоренных курсов, в январе 1942 года.
В США специалисты прибыли лишь в январе.

Между тем роль советских приемщиков была очень велика: они должны были контролировать оснащение поставляемых танков, самолетов и автомобилей дополнительным оборудованием, которое позволяло их эксплуатировать на советско-германском фронте.

16 миллионов тонн

В октябре 1941 года - июне 1942 года наибольшую часть тоннажа поставок ленд-лиза (всего 1,42 млн тонн) составляли металлы (около 30%) и продукты (22%), боевая техника шла на третьем месте (15%), не намного опережая нефтепродукты (12%).
С учетом британской помощи вооружение и взрывчатые вещества по объему были примерно равны продуктам.

Возможности поставок были ограничены не только мощностью американской и британской промышленности, но и активизацией боевых действий в Северной Африке и начавшейся в декабре 1941 года войной между США и их союзниками с Японией на Тихом океане.

Поставки по второму протоколу, подписанному СССР и союзниками в июне 1942 года (июль 1942 года - июнь 1943 года), были вдвое больше - 3,1 млн тонн, треть из них составляло продовольствие, 24% - металлы, боевая техника - 15%.
Нефтепродукты, взрывчатые вещества и оборудование заполнили 7%, 6% и 5% тоннажа соответственно.

Наиболее масштабными были поставки по третьему протоколу (июль 1943 года - июнь 1944 года) - 5,75 млн тонн, но и здесь 30% поставок составляли продукты, 18% металлы, доля боевых и транспортных машин снизилась до 13%, нефтепродукты, ВВ и оборудование сравнялись - по 8%.

По четвертому протоколу СССР получил до 12 мая 1945 года еще 5,5 млн тонн помощи, на этот раз доля продуктов и металлов почти сравнялась (21 и 20% соответственно), объем нефтепродуктов (13%) опередил боевую технику и транспорт (12%), а объем оборудования достиг 9%.

Кроме того, по сравнению со вторым периодом резко (с 1% до 6%) выросла роль транспортного оборудования.
11 млн тонн из 15,7 млн тонн грузов за период войны с Германией (более 200 000 тонн прибыло до заключения первого протокола), или 70,7%, действительно были получены со второй половины 1943 года по май 1945 года.

Нельзя объяснять недостаточные, по мнению советской стороны, темпы поставок только злокозненностью союзников, которые активизировали помощь Красной армии только после побед под Сталинградом и Курском. В 1941-1942 годах масштаб поставок ограничивался тоннажем транспортных судов советского и союзных торговых флотов.

В 1943 году проблема решилась благодаря массовому (по три в день) выпуску американцами простых по конструкции, дешевых в производстве транспортных кораблей типа 'Либерти', которое перекрыло потери кораблей от действий авиации и подводных лодок противника.


Помощь, поступившая вовремя

По расчетам Михаила Барятинского, СССР получил из США, Англии и Канады 10 395 (по другим данным - 10 876) танков, это без учета потерянных из-за гибели перевозивших их судов (более 1300).
Из них с октября по декабрь 1941 года СССР получил 466 английских и 27 американских танков.

Казалось бы, немного. Но эти боевые машины прибыли очень вовремя. Как отмечает историк Николай Симонов, массовая эвакуация привела к резкому сокращению производства вооружения, боевой техники и ее оснащения.
В ноябре-декабре 1941 года выпуск военной продукции был наименьшим за все время войны. Большую часть произведенной в СССР бронетехники в тот период составляли слабые по вооружению и бронированию легкие танки, оснащенные крупнокалиберным пулеметом или 20-мм пушкой.

Производство Т-34 и КВ снизилось из-за эвакуации Ленинградского, Кировского и Харьковского заводов. 493 танка - это 18,1% советского производства за IV квартал 1941 года.

В первой половине 1942 года Красная армия получила от союзников 2300 танков, более 1500 бронетранспортеров,которые в СССР не производились.
Это около 20% советского производства за этот период (11 100 танков).


После тяжелых потерь каравана PQ-17 поставки по Северному пути были на время свернуты, однако самолеты продолжали поступать по трассе Аляска-Сибирь и через Иран, автомобили и бронетехника - через Дальний Восток и Иран.


Истребитель 'Аэрокобра' перед вылетом в Советский Союз по трассе Аляска-Сибирь. За годы войны по ней было получено более 8000 самолетов (фото: Library of Congress)


Значительная часть авиационной и автомобильной техники поступала в СССР через Иран, где собиралась на местных заводах. На снимке - советские летчики осматривают американский бомбардировщик 'Бостон' А-20
(фото: Corbis via Getty Images)


Конвой грузовиков 'Студебеккер' движется по 'Персидскому коридору' через Иран (фото: Parrino Nick/Library of Congress)


Осенью 1942 года - весной 1943 года танковые и механизированные части Закавказского и Северо-Кавказского фронтов были оснащены зарубежной бронетехникой на 65-70%.

Кроме того, отмечает Михаил Барятинский, производство танков Т-34-85 на нижнетагильском 'Уралвагонзаводе' стало возможным только после закупки соответствующего оборудования в США и Великобритании. Как оценить тогда долю союзников в производстве самых совершенных 'тридцатьчетверок' на этом предприятии в 1944-1945 годах (10 253 машины).

Доля иностранной самоходной артиллерии составляла в Красной армии всего 7%, но это были преимущественно зенитные самоходки, которые не производились советской промышленностью. Без них надежное прикрытие танковых и механизированных войск от внезапных налетов немецкой авиации вряд ли было бы возможно.

Поставки самолетов также сыграли существенную роль в сохранении и наращивании боеспособности советских ВВС, в том числе и в критические периоды боевых действий.
В октябре-декабре 1941 года СССР получил от Великобритании и США 819 боевых самолетов, в основном истребителей, что составило около 30% производства боевых самолетов (2665) в Советском Союзе за этот период (данные о производстве самолетов по: М. Ю. Мухин "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны").

В первой половине 1942 года СССР получил от союзников около 2600 боевых самолетов, что составило около 30% их производства советской промышленностью.


Американский рабочий перекрашивает американские звезды на советские (фото: Sovfoto/UIG/Getty Images)


Бомбардировщики 'Бостон' А-20 готовят в американском порту к отправке в СССР
(фото: Gruber/U.S. Office of War Information)


Снижение поставок танков и самолетов во второй половине 1942 года было не вполне оправданным, но не оказалось критическим: эвакуированные в 1941 году военные заводы за счет нестандартных управленческих решений и исключительного, вплоть до самопожертвования, напряжения сил рабочих и инженеров преодолели трудности обустройства и восстановления производства и перешли к серийному выпуску продукции.

Производство самолетов в III квартале 1942 года выросло по сравнению с первым в 1,9 раза (6219), в четвертом - в 2,2 раза (7194).
Производство танков в III квартале 1942 года, несмотря на начатую эвакуацию Сталинградского завода, увеличилось по сравнению с первым в 1,7 раза (с 3 666 до 6367), в четвертом - в 1,85 раза (6783), росла и доля средних танков Т-34 в выпуске бронетехники.

В итоге доля поставленных США и Великобританией боевых самолетов составила от 15 до 16% советского производства, при этом доля истребителей и бомбардировщиков приближалась или даже превышала 20%. Доля танков составила около 16%.

Роль союзников в снабжении Красной армии и страны автотранспортом и вовсе трудно переоценить. Из США, Великобритании и Канады было получено в общей сложности 477 785 автомобилей, что в 2,3 раза превысило советское производство за этот период
.


Полноприводные армейские грузовики 'Студебеккер' стали с 1943 года основным шасси для знаменитых 'Катюш' и других установок советской реактивной артиллерии (фото: Галина Санько/РИА Новости)


1944 год. «Студебеккеры» из американских поставок в транспортном резерве командования Красной Армии. Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для «Катюш», в СССР после 22 июня было выпущено для этой цели всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). Одних только автомобилей по ленд лизу СССР получил 427 000 штук (фото отсюда: https://mi3ch.livejournal.com/3957568.html)


Американские внедорожники 'Виллис' в Красной Армии использовались как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек
(фото: Sovfoto / UIG / Getty Images)
продолжение следует...

Reliable Counter
Tags: СССР, США, вторая мировая война, фальсификация истории
Subscribe

Posts from This Journal “фальсификация истории” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments