СофиЯ (sofyapremudraya) wrote,
СофиЯ
sofyapremudraya

Category:

Яхве против Баала – хроника переворота (памяти А. Склярова).Часть 23

Яхве против Баала – хроника переворота (памяти А. Склярова).Часть 22


Рис. 228. Завещание и смерть Моисея (Сикстинская капелла)

Если использовать современную терминологию, то в ходе последней речи Моисея (по сути – его завещания) устами своего пророка Яхве призывает евреев к тотальному и беспощадному геноциду. Им вновь предстоит резать, резать и резать – но теперь не только животных, а и население «Земли Обетованной».

Правда, это призыв не к безоглядному истреблению всех и вся, а только по отношению ко вполне определенным народам, населявшим до того «Землю Обетованную». И это отдельно оговаривается далее, когда речь заходит о неких «весьма далеких» городах:

«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих.

А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,] как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Второзаконие, глава 20).

Вполне четкое и ясное указание, кого просто завоевывать, а кого вырезать до основания…

Из приведенных текстов легко заключить, что вся «вина» народов, против который должен был быть развязан беспощадный геноцид, заключается в поклонении этих народов их богам, которое называется «мерзостью».

Любопытно, что впервые в истории главной целью геноцида провозглашается искоренение другой веры – веры в других богов. Нам, правда, не известно, насколько главной была эта же цель на позднем этапе реформ Эхнатона, но и тогда запрет на культ старых богов в Египте вводили не завоеватели, а сам египетский фараон, который к тому же не устраивал для этого тотальной резни…

До сих пор (в период так называемого «многобожия») завоеватели приносили на завоеванные земли культ своих богов, но не истребляли местных традиций – не уничтожали веры в богов местных. Люди жили по принципу: «Землю разделили между собой боги, и не людям менять установленное богами». Теперь же этот принцип отвергается. Идет, говоря опять-таки современными словами, передел сфер «божественного» влияния. Причем осуществляется это именно руками людей. И ради этого передела евреи должны не щадить ни своих, ни чужих.

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего… а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего…

Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, – то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.

Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», – то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, [как Он говорил тебе,] как клялся отцам твоим, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая [доброе и] угодное пред очами Господа, Бога твоего» (Второзаконие, глава 13).

«Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти» (Второзаконие, глава 17).


Рис. 229. Побиение камнями

Учтем теперь несколько важных моментов.

Во-первых, трудно себе представить в то время какой-либо город, где не поклонялись бы неким богам. По крайней мере подобное ни археологам, ни историкам не известно.

Во-вторых, процедуры поклонения (или культовые обряды) у разных народов были во многом схожими. Следовательно, если бы речь шла только о внешней стороне этих обрядов, то и поклонение другим богам в «дальних городах» должно было бы называться «мерзостью», однако этого не происходит.

В-третьих, Яхве – первый монотеистический бог (реформы египетского фараона Эхнатона, как мы видели, проводились в интересах того же Яхве), то есть первый бог, который требует поклонения только себе и никому иному. Следовательно, и в «дальних городах» имело место «многобожие», которое при этом все-таки «мерзостью» не называется. Значит, речь идет не о некоем «процессе перехода к монотеизму», и вовсе не «многобожие» является причиной провозглашаемого устами Моисея геноцида.

Вывод, на мой взгляд, очевиден: Яхве выступает даже не столько против «многобожия» вообще, сколько против поклонения вполне конкретным богам – богам, которым поклонялись перечисленные в Ветхом Завете народы, жившие на территории Земли Обетованной. И главным среди этих богов был Баал – бог, негативное отношение к которому сохранилось в христианской традиции вплоть до наших дней.

Более того, Баалу (под разными именами) поклонялись и в «дальних городах», и даже далее – например, в Хеттской империи, где главным богом был Тейшеба, бог грозы (тот же Баал). Однако это для Яхве уже не имеет значения. Следовательно, его интересовало уничтожение культа Баала именно в конкретном ограниченном регионе – в «Земле Обетованной». И можно предположить, что именно с этого региона шли «основные поставки» Баалу «жизненной энергии» жертв. Поэтому-то и было важно уничтожить именно здесь культ Баала, прервав таким образом соответствующий поток этой энергии. А для этого и нужно было уничтожить как людей (тех, кто поставлял энергию Баалу), так и все жертвенники («установки», с помощью которых шла поставка энергии).

Как помнит внимательный читатель, Яхве совершенно не интересовала ни анатолийская зона построек древних богов, ни даже Баальбек, зато очень интересовал Ханаан, куда и был отправлен в свое время Авраам – прародитель тех евреев, которым теперь предстояло провести «зачистку» все той же территории…


Рис. 230. Бог показывает Моисею «Землю Обетованную» с горы Нево

После своей последней речи, с которой завершалась его миссия, Моисей отправился на гору Нево, откуда он смог увидеть «Землю Обетованную» и на которой ему предстояло умереть…

Начало зачистки

После смерти Моисея Иисус Навин приступил к воплощению в жизнь его «завещания», то есть воли Яхве, который, если ориентироваться на тексты первоисточников, непосредственно руководил всеми действиями Иисуса Навина – по крайней мере на самом первом этапе завоевания «Земли Обетованной».

Сначала евреи стали лагерем на левом (восточном) берегу Иордана. Через три дня по лагерю прошли гонцы с распоряжением Иисуса Навина всем евреям следовать за Ковчегом Завета, не отдаляясь от него на расстояние более «двух тысяч локтей» (то есть около километра), что указывает на соответствующую ограниченность радиуса действия этого технического устройства.

По указанию Яхве, транслированному Иисусом Навином, священники, переносившие Ковчег Завета, вошли с Ковчегом в Иордан, и вода реки выше по течению «стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана», а ниже по течению утекла в Мертвое море. И евреи получили возможность перейти на другой берег по пересохшему руслу.

Как уже указывалось ранее, здесь мы, возможно, видим проявление воздействия Ковчега Завета на гравитацию. Воздействие это носит локальный характер – есть некие (хоть и довольно большие) его пределы.

Возникает, правда, вопрос – почему евреи не почувствовали на себе этого воздействия?.. Если оно было настолько мало, что не ощущалось, то как тогда могли остановиться воды реки?.. А если силы воздействия хватало на остановку воды, то почему его не ощутили евреи?..

Тут возможно два варианта. Первый вариант – воду реки выше по течению остановил Яхве или кто-то из «ангелов» (его помощников) посредством какого-то иного устройства, а манипуляции с Ковчегом были не более, чем показным фокусом. Второй вариант – Ковчег в данном случае производил специфическое воздействие, имевшее сложную геометрию и потому ощущавшееся лишь на большом расстоянии (у города Адама подле Цартана, где была остановлена вода), но не вблизи. И если учесть указание евреям не удаляться от Ковчега далее, чем на километр, то можно предположить, что был задействован именно второй вариант – тот, кто удалился бы от Ковчега на большее расстояние, попал бы под его воздействие, и неизвестно, чем бы это закончилось для нарушителя.

Были ли те, кто нарушил это указание, – не ясно. По крайней мере, о живых свидетелях подобного нарушения и его последствиях нам ничего неизвестно…


Рис. 231. Переход через Иордан

Когда все евреи перешли на другой берег, а священники с Ковчегом вышли за пределы его русла, некто (Яхве или его помощники) «выключили» упомянутое воздействие Ковчега на воды Иордана, и река вновь потекла как обычно. А переправившиеся на другой берег евреи снова разбили лагерь, который расположили напротив мощных стен Иерихона, жители которого заперлись в городе в ожидании штурма.

Здесь Яхве решил, что воинам его обновленной за годы предыдущих скитаний «армии» следует «принести присягу», и евреи провели обряд обрезания. Поскольку же данная процедура после ее проведения требует некоторого времени на заживление обрезанного органа, стоянка затянулась. Но жители Иерихона, судя по всему, не были в курсе причин задержки штурма, и поэтому упустили удобный момент для нападения на небоеспособного некоторое время противника.

Иисус Навин, уже весьма искушенный в военном деле полководец, использовал образовавшееся время передышки для того, чтобы тщательней осмотреть диспозицию и прикинуть варианты штурма мощных стен Иерихона. Прогуливаясь же с этой целью возле города, он встретился с «ангелом», который назвался «вождем воинства» Яхве (в христианской традиции «вождем воинства Бога» является архангел Михаил).

«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился…» (Книга Иисуса Навина, глава 5).

Первоисточники не дают подробной информации о их разговоре, но, судя по всему, как раз в ходе этой встречи «вождь воинства Господня» дает Иисусу Навину указания о том, что ему следует сделать для того, чтобы взять Иерихон (правда, Ветхий Завет утверждает, что эти инструкции дал сам Бог, но обычно этот первоисточник не делает разницы – слова «ангелов» всегда являются словами самого Яхве).

Эта встреча означает, что Яхве с помощниками решают не пускать дело на самотек, поставив исполнение своего плана целиком в зависимость от действий и решимости евреев, а предпочитают непосредственно не только контролировать процесс, но и при необходимости принимать в нем непосредственное участие. Косвенно это указывает на то, что реализация плана Яхве вступает в решающую фазу.


Рис. 232. Явление архангела Михаила Иисусу Навину

Согласно полученным инструкциям, в течение шести дней священники с Ковчегом Завета должны были обходить вокруг города, совершая каждый раз полный круг в сопровождении еще семерых священников, которые при этом дули в трубы. Безопасность их в это время обеспечивали два вооруженных отряда – спереди и сзади процессии. На седьмой день священники должны были сделать целых семь таких обходов города. При седьмом же обходе все евреи, до тех пор хранившие полное молчание, должны были одновременно по команде громко закричать (что именно при этом кричать – не уточняется).

«Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все] истребили мечом» (Книга Иисуса Навина, глава 6).

«Предали заклятию» в данном случае означает тотальное уничтожение всего (по указанию Яхве). Оставлен был только металл – «все серебро и золото, и сосуды медные и железные», который пошел «в сокровищницу Господню». А все остальное было подчистую уничтожено. В живых оставили только семейство блудницы Раав, которая ранее укрыла у себя и тем спасла от смерти двух лазутчиков, посланных в город на разведку. Все остальные жители города были перерезаны вместе со своим скотом. Фактически жертвоприношения животных были дополнены людьми – кровь полилась рекой, а поток «жизненной энергии» в адрес Яхве резко усилился.

План по тотальной зачистке «Земли Обетованной» начал претворяться в жизнь…


Рис. 233. Взятие Иерихона

Ныне очень широко известно выражение «иерихонские трубы». Оно знакомо даже тем, кто вообще толком не читал Ветхого Завета. И у подавляющего большинства это выражение связано именно с разрушением стен древнего Иерихона.

Понимая его буквально, немало исследователей пыталось найти схожий с библейским описанием способ такого акустического воздействия (то есть воздействия с помощью звуковых волн), которое позволяло бы разрушать прочные кирпичные стены. Многие даже пробовали создать такие устройства. Особо перспективными считались попытки использования ультразвука (с высокочастотными колебаниями) и инфразвука (низкочастотные акустические колебания). Еще в гитлеровской Германии доктором Валлаушеком была создана установка, в которой использовался сильный инфразвук. Стены она, правда, на испытаниях не разрушала, зато убивала заключенных концлагерей (хотя и по этому параметру была призвана куда менее эффективной, чем обычные пулеметы). Более поздние испытания аналогичного акустического оружия также в конце концов перенацеливали воздействие проектируемого оружия со на стен сооружений на организм человека.

Это, на мой взгляд, лишь подчеркивает ошибочность буквального восприятия не только популярных фразеологизмов, но и библейских текстов. Хотя даже из самого текста Ветхого Завета ясно, что непосредственно трубы тут абсолютно не причем. Если они и были задействованы в процессе, то максимум лишь как сигнальное средство. Физическое же воздействие на стены Иерихона скорее всего имело совсем иную природу. Во-первых, в трубы дули до того аж шесть дней кряду, и ничего не происходило. Во вторых, обрушение стен произошло лишь после громкого одновременного вскрика евреев. В-третьих, в обрушении стен явно немалую роль играл Ковчег Завета, а для него каких-либо акустических форм воздействия не зафиксировано. И в-четвертых, как мы видели, немалую (и главную) роль в захвате Иерихона могли играть непосредственно боги – помощники Яхве, а они имели возможность задействовать и такое оружие, которое в библейское описание просто не попало. Евреи же наблюдали только внешний антураж. Так что если на что-то и можно ориентироваться, то прежде всего на остатки самих обрушенных стен.


Рис. 234. Стены Иерихона

Первую археологическую экспедицию по раскопкам Иерихона, которая состоялась еще в начале ХХ века, возглавляли немецкие профессора Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Уже вскоре после начала работ они обнаружили две параллельно идущие крепостные стены из высушенного на солнце кирпича, которые были возведены на мощном каменном фундаменте. Наружная стена имела толщину около двух метров и высоту 8-10 метров, а толщина внутренней стены достигала 3,5 метра. Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали довольно странным образом – внешние стены наружу, а внутренние внутрь города.

В 1930 году раскопки были возобновлены английскими археологами под руководством доктора Джона Гарстанга. Однако вместо опровержения Библии, которого так ждали ее критики, были получены новые свидетельства достоверности ее текстов в описании судьбы города. После шести лет исследований доктор Гарстанг не только подтвердил результаты раскопок Зеллина и Ватцингера, но и установил факты, имеющие прямое касательство к библейскому рассказу. Во-первых, он также пришел к выводу, что стены города упали необычным образом, без признаков какого-либо обычного для штурма внешнего воздействия чего-то типа стенобитных машин или подкопа (на основании этого была высказана версия обрушения стен в результате землетрясения). Во-вторых, были обнаружены признаки того, что Иерихон подвергся сильнейшему разрушению в результате пожара. Вот как сам археолог описывает это:

«Пространство между двумя стенами заполнено обломками и щебнем. Видны четкие следы чудовищного пожара, спекшиеся кирпичи, потрескавшиеся камни, обугленная древесина и пепел. Дома, стоявшие вдоль внутренней стороны стены, сожжены дотла, крыши их обрушены» (Дж.Гарстанг).

И в-третьих, археологи обнаружили развалины кладовых, буквально забитые пшеницей, ячменем, финиками и чечевицей, которые от высокой температуры превратились в уголь. Эта находка говорила о том, что победители оставили нетронутыми запасы продовольствия и решили их просто уничтожить. Все это вполне согласовывалось с текстом Ветхого Завета.

Правда, Гарстанг датировал разрушение города примерно 1400 годом до нашей эры, а англо-американская экспедиция под руководством доктора Кэтлин Кеньон, проводившаяся в 1952 году, обозначила еще несколько более ранние даты – XV век до нашей эры. И сейчас в качестве времени разрушения Иерихона чаще всего называется дата 1410 год до нашей эры. Поэтому целый ряд историков утверждает, что к библейским описаниям и к Иисусу Навину это разрушение Иерихона (вместе с упавшими стенами) никакого отношения не имеет.

Однако, когда речь заходит о том, на основании чего археологи называют такие даты, то ссылаются на четыре метода датировки – по орнаменту на керамических предметах; по геологическим слоям земли (то есть по стратиграфии); по скарабеям (атрибутам власти египетских фараонов) и радиоуглеродный метод. Между тем, стратиграфия дает не абсолютный, а только относительный возраст. Датировка по орнаменту на керамике и скарабеям ничем не отличается от простого высасывания дат из пальца (разве что лишь многозначительностью ученых лиц при этом высасывании). А радиоуглеродный метод в 50-х годах ХХ века (когда проводила свои раскопки экспедиция Кэтлин Кеньон) делал только самые первые свои шаги и был крайне несовершенен. Впрочем, и сейчас его реальная (неустранимая!) погрешность гораздо выше заявляемой и для событий времен Иисуса Навина составляет никак не менее 200-300 лет (см. мою статью «Чего изволите-с?.. Меню радиоуглеродного датирования и дендрохронологии»). Так что вполне возможно согласовать обнаруженные признаки разрушения стен города и пожара с Иисусом Навном, а находки археологов не опровергают, а наоборот – подтверждают библейские тексты.


Рис. 235. Каменный фундамент стен Иерихона

Но к сожалению, стены Иерихона, остатки которых обнаружили археологи, мало нам что дают. Совершенно никаких признаков мегалитических построек здесь не найдено – все исключительно на примитивном уровне строительства, так что говорить о каких-то постройках древних богов и не приходится. И даже то, что археологи называют «циклопической кладкой фундамента стен», представляет собой не что иное, как простейшую кладку из рваного камня на глиняном растворе. Так что ныне известно лишь, что город очень и очень древний, и застраивался неоднократно.

Другие археологические находки тоже мало что проясняют. Историки лишь утверждают, что во времена Ханаана город назывался Лунным из-за преобладавшего в нем культа Луны. А, скажем, в финикийской мифологии (во многом схожей с мифологией Ханаана) этот культ был связан с богом Баал-Хамоном…

«В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его» (Книга Иисуса Навина, глава 6).

Это косвенно указывает на то, что в Иерихоне было что-то очень важное, из-за чего Яхве нужно было не только уничтожить сам город и его обитателей, но и максимально стереть память о старых временах. Более того, судя по развитию событий, можно предположить, что захват и уничтожение Иерихона (и того, что в нем находилось) было настолько важным для Яхве, что совершенно не случайно именно этот город в итоге оказался первым на пути евреев в «Землю Обетованную», как не случаен и тот крюк вокруг Мертвого моря, который они сделали. Но к сожалению, пока археологические находки в Иерихоне не позволяют детализировать эту версию. Уж очень старательно Иисус Навин со своей армией выполнил указание Яхве по уничтожению информации о ханаанских временах Иерихона и о богах, которым тут поклонялись.

Правда, кое в чем нам могут помочь сами библейские тексты.

Так, скажем, до Иерихона Яхве никогда не требовал, чтобы абсолютно все металлические изделия евреи сдавали в «сокровищницу Господа» – обычно они обязаны были отдавать на нужды культа всего лишь десятину. И уж совсем никогда его не интересовало железо. Не встречается упоминаний такого требования и в дальнейшем. Но в чем причина такого исключения для Иерихона?..

И тут буквально напрашивается следующий ответ на этот вопрос. Яхве предполагал (или даже ожидал), что в Иерихоне (скорее всего в каком-то храме) находилось очень нужное ему «божественное оружие» (например, похожее на оружие, уведенное у Рамзсеа II, но только еще более мощное). Во-первых, Иерихон – один из древнейших городов в мире, а соответственно здесь могли находиться и очень важные храмы (с соответствующими закромами). А во-вторых, подобное оружие скорее всего было изготовлено из металла – отсюда и требование евреям сдать абсолютно все металлические изделия, обнаруженные в Иерихоне.

В соответствии с этим, может быть абсолютно неслучайным появление перед Иисусом Навином именно «вождя воинства Господа», а не простого «ангела» – в этом оружии нуждалась как раз «боевая дружина Яхве» из числа богов-помощников, уже полностью готовая к перевороту и захвату власти. Судя же по дальнейшим событиям, Яхве крупно повезло, и ему в руки действительно попалось то самое «нечто из металла», что он так долго искал.

Именно события в Иерихоне оказываются последними (!!!), когда Яхве и его «ангелы» принимают непосредственное участие в судьбе «богоизбранного народа». Показательно также и то, что далее Ковчег Завета хоть и проявляет порой свои необычные свойства, но более никогда (!) не производит никаких целенаправленных (!) действий – хоть «за», хоть «против» евреев.

Увы, скарабеи и обломки расписной керамики не способны подсказать нам, каким именно предметом (или предметами?) завладел в Иерихоне Яхве, но он явно предпочел заняться какими-то своими делами, бросив «богоизбранный народ» на произвол судьбы. Далее евреи оказываются предоставлены самими себе, и происходит это даже несмотря на то, что завоевание «Земли Обетованной» только-только началось. Как говорится, мавр сделал свое дело, мавр больше не нужен…


Рис. 236. Раав спасает израильских лазутчиков

Результат такого решения Яхве не замедлил проявиться буквально сразу же.

Следующим после Иерихона городом на пути вторгшихся в Ханаан евреев был Гай. Поскольку этот город был укреплен значительно слабее, чем Иерихон, Иисус Навин послал к нему отряд всего из трех тысяч воинов. Однако горожане, убив всего три с половиной десятка нападавших, обратили остальных в позорное бегство. Поражение это привело израильтян в состояние, близкое к панике.

Понимая опасность ситуации, Иисус Навин вначале впал в такое отчаяние, что разодрал на себе одежды, но затем нашел выход. Требовалось показать евреям, что причина поражения не в слабости Яхве или в его отказе от поддержки евреев, а в его гневе на «богоизбранный народ» за преступление, совершенное кем-то из самих евреев. Преступника быстро нашли – им оказался некий Ахан, который, несмотря на категорический запрет Яхве, утаил часть захваченной в Иерихоне добычи – «одну прекрасную… одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей» – и спрятал ее в своем шатре. Показательная казнь Ахана вернула евреев в боевое состояние духа.

Решив более не рисковать, Иисус Навин под покровом ночи выслал к Гаю отряд из 30 тысяч отборных воинов, которые расположились в засаде в гористой местности к западу от города, а сам утром подступил к городу с севера во главе основных сил. Воодушевленный ранее одержанной победой, царь Гая смело вывел своих воинов в поле и обрушился на евреев, которые, действуя согласно разработанному Иисусом Навином плану, в некоторый момент начали отступать. Воины Гая, к которым присоединилось все остальное население, бросились их преследовать, оставив городские ворота открытыми. Тогда сидевшие в засаде евреи захватили и подожгли город, а затем зашли в тыл врагу. Оказавшись между двумя частями израильского войска, жители Гая были поголовно уничтожены, а их царь попал в плен.

«Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая; только скот и добычу города сего [сыны] Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое [Господь] сказал Иисусу. И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня; а царя Гайского повесил на дереве, [и был он на дереве] до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня» (Книга Иисуса Навина, глава 8).

О том, что случилось с расположенным по соседству городом Вефилем, жители которого также противостояли «армии Яхве», Ветхий Завет умалчивает. Но думается, что его постигла та же судьба, что и Гай…

Исчезновение Яхве

После этих первых побед Иисус Навин вдруг делает совершенно неожиданный ход.

Завоевание «Земли Обетованной» только-только началось. Масса городов оставалась еще непокоренной, а цари этих городов вовсе не собрались сдаваться без боя на милость победителя. Однако вместо того, чтобы продолжить свой завоевательный поход, Иисус Навин со всей «армией Яхве» делает «марш-бросок» на север в сторону Сихема – причем вовсе не с завоевательными целями.

В чем же причина такого, на первый взгляд, совсем нелогичного поступка?..
продолжение следует...

Reliable Counter
Tags: древние цивилизации, тайны истории
Subscribe

Posts from This Journal “древние цивилизации” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments